Собственно про эльфов здесь будет мало. Прежде, чем говорить об одежде эльфов, предлагаю поговорить об одежде в целом.
Предлагаю сейчас от эльфов отвлечься и представить себе... Анну Австрийскую! вот так внезапно. Я уверена, что у 70%, если не больше, перед глазами предстал образ Алисы Фрейндлих в голубом с серебром платье. И это её - "Я доказала, я чиста пред мужем, я вам верна, увы! а вы!.. а вы!.. а вы!.." Но разве прекрасная актриса - это и есть Анна Австрийская? И на сколько сильно их портретное сходство? И вообще почему мы вспоминает её, а не портрет королевы, к пример? Всё просто. Это есть образ. Советский кинематограф заложил в нас образ Анны Австрийской, который стал узнаваем и опознаваем.
Ещё один пример: Маргарита де Валуа. Все эти портреты - про неё. И даже два последних, один из нашего отечественного сериала, второй из французского фильма, она, кстати, вызвала не мало возмущений... Но режиссёр захотел видеть Марго не рыжей, а брюнеткой, и это его право. Ведь даже у художников-современников, изображавших Марго, образ её разнился. Однако, какие-то детали нас всё же позволяют опознать её.
А если относится к эльфам Толкина, как к реально жившим людям, портретов которых у нас, увы, не сохранилось, то аналогии с Фрейндлих-Австриской и многообразием портретов Марго становится очень близкой.
Примерно то же произошло с эльфами в современном искусстве. Фильмы ПиДжея с одной стороны позволили нам увидеть, как бы могли выглядеть эльфы, что конечно минус, а с другой стороны теперь множество хороших художников рисуют Орландоблумов, Липейсов (а ведь я помню ещё интернет с непиджеевскими Трандуилами!), Ливтайлеров, хотя могли бы выдавать миру своё видение. У кинематографизации, как явления, есть свои плюсы и минусы, и это надо воспринимать как данность.
После ВК и Хоббита мы получили порцию образов, которые однозначно идентифицируются. Это хорошо, потому что за нас поработали художники фильма, и мы можем их повторить, и это плохо, потому что становится штамповкой.
Ещё более наглядно дела обстоят в театре. Там, в отличии от фильмов, и состав трупы одинаков, и нет крупных планов, на которых были бы видны мелкие детали, и бюджет зачастую ограничен. Тут костюм выходит на первый план, причём он зачастую "безоружен": он лишён деталей, может оперировать только цветом и фасоном. Нет, конечно особо талантливые актёры, как например великий бард всея Арды Ингвион Ардахир играл Гамлета в свитере и джинсах, но большинству актёров всё-таки нужны и костюмы и декорации для вживания в образ, а зрителю - для вживание в действо.
В ЖЖ у пользователя acantharia я встретила критику изображения эльфийской одежды как чего-то квазисредневекового. И даже художники по костюмам в ВК сначала пытались как-то обозначить разницу между синдар и нолдор, но к коронации Арагорна обрядили всех эльфов в белые пижамы. Грешить на художников фильмов, на мой взгляд, не стоит. Хотя бы исходя из моей любимой фразы "Я художник, я так вижу!" Те, кто видел концепты к фильмам, могут оценить, какую титаническую работу проделали его создатели, пусть даже не всегда попадая в яблочко. Они старались, как могли.
Различные стили рисования.
Так вот о костюмных работах художников, которые просто рисуют "по Арде", можно сказать, что они создают некие театральные образы эльфов, которые хоть и лишены особого разнообразия, но зато могут быть воспроизведены простым обывателем и формировать необходимый образ.
Поэтому, в моём понимании, любой арт по Арде - есть вклад в образ. Даже если он совсем уж квазисредиземный.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru